1 - 3. О природных свойствах воды, чудесно действующих в таинстве крещения
1. Животворно таинство нашей воды
ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни
вечной! Рассуждение наше не будет праздным; оно обращено и к тем, кто
достаточно искушен в вере, и к тем, кому довольно просто верить, не
вникая в смысл предания, кто по невежеству исповедует непросвещенную
мнимую веру. И потому-то появившаяся здесь недавно гадюка Каиновой
ереси многих увлекла своим ядовитейшим учением, обращаясь в первую
очередь против крещения . Ясно, что такова ее природа. Ведь обычно гадюки, аспиды и даже василиски держатся сухих и безводных мест. Мы же, рыбки, вслед за "рыбой" (icJuV) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде. Так вот, эта тварь, у которой даже не было законного права учить, хорошо поняла, как убивать рыбок - извлекая их из воды.
2. Но как же сильно стремится испорченность расшатать или совсем
устранить веру, если нападает на нее с тех самых основ, на которых она
зиждется! К тому же ничто не смущает души людей больше, чем явная
простота Божьих дел, сопоставленная с величием обещаемого результата.
Вот так и здесь. Из-за того, что человек, погруженный в воду с такой
простотой, без пышности, без каких-либо особых приготовлений и,
вдобавок, без расходов, получает крещение при произнесении немногих
слов
и выходит из воды немногим чище или вообще не чище, тем невероятнее
кажется наследование вечности. Пусть я буду лжецом, если идольские
мистерии и празднества, напротив, не создают себе веры и уважения
приношениями, приготовлениями и расходами. О, жалкое неверие, которое
отказывает Богу в Его главных свойствах - простоте и силе! Что же?
Разве не удивительно, что омовением разрушена смерть? Да ведь тем более
следует верить там, где именно потому и не верится, что это
удивительно! Ибо каковы должны быть дела Божьи, если не сверх всякого
удивления? Мы и сами удивляемся, - но потому, что верим. Впрочем,
неверие тоже удивляется, но не верит, - удивляется простому как
незначительному, а величественному как невозможному. Но пусть будет
так, как ты думаешь. По поводу того и другого уже были высказаны
Божественные речения: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрость его (ср. 1 Кор. 1, 27), и претрудное у людей легко у Бога
(ср. Матф. 19,26). Ведь если Бог и мудр, и могуществен, в чем даже
пренебрегающие Им Ему не отказывают, то Он поступил весьма достойно,
избрав предметом Своих дел противоположное мудрости и могуществу, -
глупость и немощь. Ибо всякая способность ведет свое начало от того,
чем она вызывается.
3. Памятуя об этих изречениях как о предписаниях, мы покажем,
что не так уж глупо и невозможно быть возрожденным с помощью воды.
Отчего же это вещество удостоилось такой высокой чести? Я думаю, нужно
оценить важность (auctoritas) этой жидкой стихии. Ведь вода имеется в
достатке и, кстати, с самого начала мира. Ибо она - одна из тех стихий,
которые в неоформленном виде покоились у Бога прежде всякого
благоустроения мира. В начале, - говорит Писание, - сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и неустроена и тьма была над бездной, и Дух Господень носился над водами (Быт. 1,1-2) .
Итак, человек, во-первых, ты должен уважать возраст вод как древнейшей
субстанции; затем - их высокое назначение как седалища Духа Божьего ,
- стало быть, более приятного Ему, чем все существовавшие тогда стихии.
Ведь и тьма тогда была еще полной и безобразной, без украшения звезд, и
бездна печальной, и земля неухоженной, и небо неприглядным. Одна только
влага, - вещество всегда совершенное, приятное, простое, само по себе
чистое - была достойна носить Бога. К тому же разве не оказалось, что
последующее устроение мира дало Богу возможность многообразно
использовать упорядочивающее воздействие вод? Ведь чтобы подвесить в
середине небесную твердь, Он разделил воды; и отделил воды, чтобы
утвердить земную сушу. После того как мир был приведен в порядок из
стихийного состояния и ему нужно было дать обитателей, воды первыми
получили повеление произвести живых существ. Влага первой произвела
живое, дабы при крещении не казалось удивительным, что воды могут
оживлять. А разве дело создания самого человека не было окончено при
содействии вод? Как материал для этого годится земля, но только влажная
и смоченная. Воды были отделены прежде четвертого дня в предназначенное
им место, а оставшаяся в земле влага превратила ее в ил. Если бы и
далее я проследил все или многое, что мог бы вспомнить о значении этой
стихии, о ее силе или благодатности, о том, сколько даров, сколько
пользы, сколько помощи приносит она миру, то, боюсь, могло бы
показаться, что я собрал скорее похвалы воде, чем доказательства
необоримой силы крещения. Но с тем большей
уверенностью я смог бы устранить все сомнения относительно вещества,
которое Бог заключил во всех творениях и делах Своих, а в Своих
таинствах сделал рождающим, - ибо вода, управляя земной жизнью,
приносит пользу и в небесной.
|