Автор данного труда – епископ Игнатий (Брянчанинов)
(1807-1867), известный русский подвижник и духовный писатель XIX века.
Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя и переизданные в 5
томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного
Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески
переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам
современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным
мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие
для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного
богопознания. Данное сочинение – “Слово о человеке” – не вошло в
5-томное издание и вообще до сего времени оставалось неизвестным. Оно
принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих
философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в
систематическом порядке. Этот труд епископа Игнатия можно назвать
очерком по христианской антропологии.
Епископ Игнатий излагает учение о человеке на
основании Предания Православной Церкви – Священного Писания и творений
Святых Отцов. Все неправославные и тем более нерелигиозные концепции
человека им просто не рассматриваются – они отнесены им к “измышлениям
падшего человеческого разума”. Впрочем, находясь в русле святоотеческой
традиции, его антропология имеет свои особенности. Святителя интересуют
в первую очередь пути исцеления души человеческой от греха, вопросы
пастырской практики и аскетики. Вот почему из Святых Отцов по данной
теме ему наиболее близки святой Иоанн Златоуст, преподобные Макарий
Великий и Исаак Сирин. Основополагающая идея учения о человеке
епископом Игнатием взята у святого Апостола Павла. Человек – это храм.
Его назначение – освящение, наполненность Святым Духом. Иначе этот
“словесный” храм становится жилищем сил зла – демонов. Третьего не
дано. Столь же резко Святитель разграничивает две линии развития
мировой истории. Первую определяют те, кто стремится к Небу и земную
жизнь считает временем покаяния, а самую землю – лишь временным
пристанищем, страной изгнания из рая. Вторую линию составляют те, кто,
забыв о покаянии и возвращении к Небу, нацелен на устроение земной
жизни, на упрочение состояния грехопадения, приводящее, в конце концов,
к полному подчинению “князю века сего” – диаволу.
Содержание “Слова о человеке” строится по
обычному плану. Вначале – введение, затем – о творении мира и человека,
о пребывании в раю, грехопадении и последующей земной жизни
человечества. Далее начинается 2-я часть – о пришествии в мир Христа, и
здесь рукопись обрывается. Из этого можно предположить, что свой труд
Святитель писал незадолго до смерти (30 апреля 1867 года).
Многие идеи “Слова о человеке” – об аде и рае,
о познании добра и зла, об относительной бестелесности человеческой
души – встречаются и в других произведениях епископа Игнатия, в таких,
как “Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к
добру и злу”, “Об образе и подобии Божием в человеке” (Аскетические
опыты, т. 2), “Слово о смерти” (Аскетические опыты, т. 3). Более того,
в самом “Слове о человеке” автор ссылается на эти свои произведения,
что также позволяет отнести его к последним годам жизни Святителя.
Очень жаль, что труд епископа Игнатия остался
незавершенным и не рассмотрены, в частности, вопросы учения о человеке,
связанные с христологией и сотериологией. Тем не менее, и в таком виде
“Слово о человеке” представляет несомненный интерес и вполне может
послужить к назиданию и духовной пользе всех, стремящихся “спастися и в
разум истины прийти” (1 Тим. 2,4).
Текст данного творения сохранился в семейном
архиве Флоренских. Вероятно, он предполагался для публикаций в
“Богословском вестнике”, редактором которого был священник Павел
Флоренский в 1912–1917 гг. Текст предоставлен игуменом Андроником
(Трубачевым). Текст подготовлен к печати архимандритом Исаией
(Беловым).
Архимандрит Исаия, Троице-Сергиева Лавра
|