Пятница, 27.Декабря.2024, 00:59

Сайт Александра    Рукавишникова

Моя баннерная сеть
Опросы
Категории раздела
Мои статьи [2]
Философия В.С. Соловьёва [1]
Данный раздел представляет мои научные статьи, на труды великого русского философа В.С. Соловьёва
Конспекты [7]
Совмещая обучение на теологическом факультете и в семинарии, у меня накопились материалы, для подготовки к экзаменам. Если они Вам помогут, то буду очень рад.
Облако тегов
Статистика
Мировое время

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Богослужебный устав – концентрация богословского учения Церкви.

 Церковь – есть мистическое тело Христа. Церковь – есть не только собрание верующих, как об этом говорит катехизис,  но и есть подлинное и всеединое богочеловечество. В полноту Церкви включается не только человеческий род, но и всё живое, всё существующие, весь богозданный космос.

 Храм – есть видимое присутствие Царства Божьего на земле. Храм являет образ единства Церкви Христовой при множестве входящих в неё членов. Храм есть место приведения искуплённого во Христе человечества и вместе с ним всей покорённой ему твари к Богу.

 В храме и только в храме совершается главное чудо – Святая Евхаристия.  Храмы созидаются, украшаются благолепием, росписями, красотой декора вокруг Евхаристической чаши, без неё всё это бессмысленно. Евхаристия совершается за главной службой – Литургией. Литургия – есть венец всех служб, которые приготовляют нас, к сей великой тайне. Служение Литургии есть мистический невидимый вход в Царство Небесное. Но служение Литургии, как и всех служб суточного круга, должно проходить чинно, в своё время и по Уставу.

  Не для кого не секрет, что знание устава богослужения очень важно не только для пастыря, богослова, миссионера, но и для обычного верующего человека. Ведь вся жизнь христианина связана с церковной службой, таинства и обряды связаны с Божественной Литургией. Исповедь, Венчание, Хиротония и многое другое нераздельно связаны с главной христианской службой, с великим чудом – Божественной Литургией.  «Нельзя ограничивать понятие Церкви только классическим определением Катехизиса: «Церковь есть общество верующих, объединенных общеё верой…» церковь не может быть сведена только к этим канонически – административным рамкам», «Наше мировоззрение должно быть евхаристично, и жить надо в евхаристической настроенности». Нельзя состоять в церкви и не жить в её животворящих таинствах не питать к ним любви. Участие в богослужении является самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь. Есть и другие не менее важные и значимые церковные служения: например, служение миссионерское или подвиг милосердия христианского, однако именно богослужение, проживание богослужебных кругов легче вводит человека в Церковь.  

 Сегодня мало кто из обычных прихожан понимает символический смысл богослужения. И только изучение устава, происхождение службы приближает человека к этим таинственным действам.  Когда человек знакомится с уставом, он не только узнает последовательность тех или иных элементов службы, но и приобщатся  к удивительному и чудесному строю Богослужения.  Узнает правильность и каноничность церковного пения.  Итак, что такое Устав. Устав – это книга, которая носит греческое название Типикон. Типикон – это воистину великая книга.  Богослужебный Устав не только определяет последовательность службы, но каноничность места, времени и правильности его совершения: «Устав состоит в порядке сопряжения Евхаристии и богослужения времени». Богослужение времени  и его основа – дневной богослужебный круг имеет своей вершиной, целью и в то же время своим источником Божественную Литургию – как символ церковности и соборности. Каждый из нас знает опытно, что такое богослужение в жизни Церкви: «Иерей, а с ним и всё молитвенное собрание и всякий верующий, должен в Евхаристии сосредоточить всю свою молитвенную жизнь. К евхаристической  Чаше приносится всякая скорбь и всякая радость; они должны растворяться в ней. Евхаристия должна обнимать и освящать всю жизнь христианина, его творчество, его дела, его порывы».

Но более того богослужение, является сокровищницей церковного опыта, концентрацией всего богословского учения Церкви.

 Какую бы область богословия мы бы ни затронули, она обязательно связана с богослужением. Например, догматическое богословие, связано не только каким – то иллюстративным образом: можно найти песнопения, в которых излагаются догматы. Достаточно вспомнить пение Символа Веры за Литургией Верных – всеобщие исповедание догматов своей веры – это ли не догматика? Нравственное богословие также изображается в службе. Давайте вспомним службы Великого Поста: Канон Андрея Критского – настраивает нас покаяние.  Если взять прикладные науки, например Гомилетику. Проповедь – древний обычай служб.

 По слову апостола Иакова: «Вера без дел мертва, есть» - богослужение является практическим применением любого теоретического богословского знания. Богослов не знающий службу, её строй и символику и не участвующий в ней ни есть не только богослов, но даже и не христианин.

 Надо отметить, что Устав регулирует не только порядок и состав богослужения, но и его музыкальный элемент, предписывая не только определённые напевы, но и характер их исполнения.

 Для студента-теолога необходимо не только знание книжного богословия, но и практического его применения – участие в Евхаристии, студент должен всем духом полюбить службу, она должна сделаться неотъемлемой частью его жизни. Нужно не только присутствовать на Литургии, но и принимать Евхаристию, т.е. причащаться, как можно чаще. В Евхаристии человек соединятся с самим Христом. Богослов должен всегда пребывать во Христе, условием этого пребывания служит Евхаристия, без не неё человек не может называться богословом. Смысл христианской жизни стяжать Дух Царства  Божьего, а смысл жизни и призвание богослова учить других стяжать этот Дух, а как он может научить, когда  сам его не стяжал.

 Вот та малая горсть  из огромнейшего амбара богословия,  с чем связано Богослужение и его замечательный Устав.  Изучение данного воспитывает церковную культуру, целесообразность, мудрость, благоговение к молитве, воспитывает любовь к Евхаристии, а самое главное спасает.    

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Александр_Рукавишников (19.Августа.2008)
Просмотров: 1379 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]