Каббалистическое мировоззрение.
Общее
каббалистическое мировоззрение, несомненно, пантеистическое с своеобразным
антропоморфизмом, при котором форма человека считается типовой формой всей
вселенной. Ангелология каббалы иногда принимает вид политеистический. Оба эти
обстоятельства вместе очень помогают Каббале не разрывать заметно для массы
народа с библейским понятием Личного Бога.
Надо
сказать, что подобное представление о Боге наметилось уже в Талмуде.
День
имеет двенадцать часов. В течение первых трех Бог сидит и изучаеть закон; в
течение трех следующих он судит мир; в течение еще трех часов он занят его прокормлением, потом,
удовлетворившись своими девятью часами работы, он садится, зовет Левиафана,
царя рыб, и играет с ним. Левиафан же этот, (Baba Bathra, a et b) страшное
чудовище, ибо, по утверждению талмуда, он, может, не подвергая свою глотку
опасности, проглотить рыбу в 300
километров длины. Поэтому, из боязни, чтобы потомство этого великана не
переполнило мир и не погубило его, Бог выхолостил Левиафана и убил его самку;
он засолил ее мясо, и эту солонину едят в раю избранные. Что же делает Бог
затем, когда приходит ночь? Рабби Менахем
уверяет нас, что сначала он изучает талмуд с ангелами, но эти
последние не единственные, с кем Иегова
обсуждает эту священную книгу, ибо Асмодей, царь злых духов, поднимается тогда
на небо, чтобы принять участие в беседе. Затем Бог танцует с Евой, помогает ей
одеваться и расчесывает ей волосы.
Если
талмуд таким образом обращается с Богом, то обхождение его с Ангелами, надо полагать, ничем не
лучше. Священная книга синагоги изображает их занятыми половину дня
приготовлением сна для людей. В благодарность за их попечение, люди должны быть
им признательны, но это не означает, что без них нельзя было вовсе обойтись.
Действительно Ангелы, хотя и очень учены, но незнакомы с халдейским языком; так
что, когда евреи хотят просить у Бога чего либо в тайне от Ангелов, им только
надо молиться по-халдейски; небесное воинство остается, разинув рот, и один
Иегова понимает смысл просимого.
Ангелы
очень не равны между собою в правах, и лишь небольшое их количество вечно, что
есть удел души человеческой. Эти отдельные избранники были сотворены в начале
мироздания, во второй его день; все же остальные должны погибнут до окончания
мира. К тому же Иегова создает ежедневно новые полчища Ангелов; но эти
последние живут лишь одно мгновение: они поют в его честь хвалебную песнь и
исчезают. Каждое слово, произносимое Богом, рождает, Ангела. Двадцать одна
тысяча Ангелов приставлены к двадцати одной тысяче растений, произрастающих на
земле; есть Ангелы для диких зверей, для птиц, для рыб и даже для лекарств;
талмуд нас поучает, что блаженный Архангел Гавриил, Ангел Благовещения, обязан
наблюдать за спелыми плодами.
В
одну из пятниц вечером, когда было уже очень поздно, Бог создал злых духов, и
так как наступал шабаш, то у него не хватило времени их закончить и воплотить.
Они
имеют душу, созданную из вещества, находящегося на луне и ни к чему
непригодного, вещественный образ, состоящий из воды и огня у одних, и из земли
и воздуха у других, но не имеют плоти.
Много
злых духов происходит от Адама, говорят раввинские писатели: когда первый
человек был изгнан из земного рая, он сперва отказывался приблизиться к Еве,
дабы не давать жизни существам, проклятым Богом. Два злых духа женского пола
явились тогда ему и зачали от него. В течение ста тридцати лет одна из этих
женщин демонов, по имени Лилит, произвела от Адама на свет демонов, злых духов
и ночных призраков. Но Лилит погрешила против Адама, и Бог осудил ее видеть
каждый день гибель ста ее детей; горе ее было столь велико, что с тех пор она,
в сопровождении четырехсот восьмидесяти злых духов, не перестает носиться по
свету, оглашая воздух ревом.
В
то время, как Адам вел себя столь легкомысленным образом, поведение Евы было не лучше: она была любовницей злых
духов мужского пола, породивших ей подобное же потомство. С того времени много
мужчин и женщин совокуплялось со злыми
духами. Поэтому нечего удивляться, что количество этих последних очень велико,
тем более, что они размножаются также и между собою и оно было бы еще больше, если бы эти злые духи не были так
склонны к пьянству и обжорству, следствием чего является гибель многих из них
от расстройства желудка. Единственным средством для людей убить злых духов
является приготовление мацы (пасхальных пирожков), запах которых для них
невыносим. От них уже давно, со времени
потопа, избавились бы, если бы Ной не был столь наивен, взяв несколько пар
духов в ковчег. С того времени они очень размножились, и их встречают
повсеместно. Они любят танцевать между рогами быков, возвращающихся с водопоя,
или среди толп женщин, возвращающихся с похорон. Зависть влечет их также к
раввинам. Наконец, ореховые деревья служат им убежищем, и каждый ореховый лист
занят одним из них, почему надо остерегаться засыпать под их тенью; ибо духи
могут с ними сыграть злую шутку.
Последователи
Маймонида объясняли религию в духе разума
и науки; последователи же каббалы вносили в религию представления,
выработанные чувством и воображением.
Как известно, в Библии мало говорится о сущности Божества, о жизни ангелов и
духов, о загробном существовании людей: каббала же говорит об этом очень много
и говорит так, как будто это ей все известно по достоверным преданиям или
откровениям свыше.
Излишне
говорить, что такие воззрения составляют полное отречение от Моисеевой веры и
Откровения.
У Каббалы,
как у всех языческих философий, Бог и природа — одно и то же. Природа есть
эманация Божества, и даже более — природа есть процесс оформления самого
Божества.
|