Четверг, 25.Апреля.2024, 23:55

Сайт Александра    Рукавишникова

Моя баннерная сеть
Опросы
Категории раздела
Религиозная философия [5]
Религиозная философия - очень важный предмет, в курсе теологического образования, которому уделяется большое внимания в системе образования
История религий [2]
История религий, входит в обязательную программу стандарта теологического образования.
Облако тегов
Статистика
Мировое время

Каталог статей

Главная » Статьи » Конспекты » История религий

Иудаизм краткий очерк

Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры. Возникла в 2-м тыс. до н. э. в Палестине. По представлениям иудаистов, первым евреем был патриарх Авраам, заключивший “брит” (священный союз – “завет”) с Богом, в соответствии с которым евреи брали на себя миссию исполнения предписанных им заповедей – “мицвот”, а Бог обещал умножить и защитить потомство Авраама и дать ему во владение страну Израиля, обетованную землю. Иудаисты считают, что, в соответствии с предсказанием, данным во время “брита”, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их вывел чудесным образом в землю обетованную пророк Моше (Моисей,) в XIII в. до н. э. Согласно вероучению иудаизма, во время чудесного Исхода из египетского рабства и последовавшего за ним 40-летнего странствия по пустыне, где были обречены умереть все бывшие рабы, так что только свободные люди вошли в землю Израиля, Бог (Яхве) на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу боговдохновенную Тору (Закон), или Пятикнижие Моисеево. Этот акт, известный как Синайское откровение, знаменует собой начало существования еврейского народа и принятие им иудаизма.

По историческим данным, поклонение Яхве не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящен шатёр (“скиния”) и в нём ларец (“ковчег”), считавшийся земным местопребыванием Бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Официальный культ осуществлялся особой родоплеменной группой или кастой левитов. После возникновения в конце XI в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. При разделении царства в X в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное – Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение главным образом для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

В постепенном складывании иудаизм как догматической религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с IX-VIII вв. до н. э. С VIII в. до н. э. проповеди пророков записывались. Пророки объявили Яхве “ревнивым Богом”, не допускающим, чтобы его “избранники” почитали др. богов. Возникла концепция “договора” (“завета”) между израильскими племенами и Яхве. Внешним признаком “договора” было объявлено обрезание.

Важным этапом в утверждении иудаизма явилась гибель в 722 г. до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 г. до н. э.).

В IX-VII вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею. К VIII-VI вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств.

В VII-VII вв. до н. э. пророки начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до V в. до н. э.

В 622 г. до н. э., при ремонте иерусалимского храма царём Иосией, была открыта рукопись так называемого Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с середины V в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в иудаизме часть Священного писания (Библии).

В 587 г. до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля.

При персидской династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращенный в самоуправляющийся храмовый город (VI-V вв. до н. э.). Около 520 г. до н.э. был построен новый храм Яхве. Но руководители новой религиозной общины не приняли нее самаритян. После реформ Эзры (середина V в. до н.э.) изоляция верующих евреев – под предлогом их богоизбранности – стала одной из важнейших догм иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в “завет” с Богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

В III-I вв. до н. э. в период римского господства над Израилем значительная часть иудеев была выселена в Египет, Сирию, Армению и др. В самой Иудее иудаизм распадается на ряд течений, из которых только течение “перушим” (фарисеев), сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы, переживает разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и даёт начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим.

Около 100 г. н. э. был окончательно установлен канон священных книг иудаизма, включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги “пророческого” направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам иудаизма, в том числе книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего Средневековья.

После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135) иудеи были выселены из Иерусалима.

Лишённые храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, евреи в диаспоре ставят задачу “построить ограду вокруг Торы”, то есть заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин в диаспоре.

Важнейшим культовым изменением явилась замена богослужения в храме (которое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религиозной общины.

Вскоре после изгнания завершается работа над созданием так называемого масоретского кодекса Танаха, делящегося на три раздела: Тора (Учение), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания). В начале III в. завершается кодификация свода галахических норм и нарративных преданий – Мишны (Толкование), которая вместе с составленным к нему в III-V вв. сводом Гемара (собрания правовых – Галаха и фольклорных – Аггада толкований библейских текстов) составляет Талмуд.

В VIII в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов, отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В XII в. раввин и философ Маймонид, или Рамбам (1135 или 1138-1204), формулирует в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма в обширном комментарии к Талмуду – Мишне Тора (Толкование Торы). В XVI в. раввин Йосеф Каро (1488-1575) составляет популярный талмудический компендиум Шулхан Арух (“Накрытый стол”), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.

После изгнания возникают и развиваются вплоть до современности мистические школы внутри иудаизма, известные под общим названием Каббала (Наследие) (важнейшее соч. “Зохар” Моисея де Леона, XIII в.). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином Ицхаком Лурия, или Ари (1536-72), складывается в XVI в. в Цфате в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений становится отрицающий авторитет раввинов хасидизм (Баал Шем-Тов, середина XVIII в.), настаивавший на индивидуальном общении верующего с Богом через посредство “праведников” (цадиков).

Начавшееся в XVIII в. движение за еврейскую эмансипацию – Гаскала (просвещение) – приводит к кризису ортодоксального иудаизма и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику иудаизма к нормам европейского образа жизни. Недовольные ассимиляционными тенденциями раннего германского реформизма евреи в середине XIX в. создают так называемое консервативное направление в иудаизме, выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм. Внутри ортодоксального иудаизма в начале XX в. складывается сионистское направление Мизрахи. В настоящее время большинство евреев США являются приверженцами реформизма, консерватизма и реконструкционализма – трёх школ неортодоксального иудаизма, в Израиле доминирует ортодоксальный иудаизм.

Теологию и догматику иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то, что человек создан им по его образу и подобию. Произнесение имени Божьего табуировано и заменено эвфемизмами. Литургия, подразделяющаяся на ашкеназский и сефардский изводы, включает в себя обязательное повторение два раза в день слов “Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един”.

Иудаисты считают, что при сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять “мицвот” (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение человека. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, устаревших в изгнании правил ритуальной чистоты, гигиенических норм, запретов на смешение несовместимых сущностей (льна и шерсти; молока и мяса; злаков с бобовыми; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д.).

Специальные “мицвот” касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Среди “мицвот” особо выделяется так называемый Декалог, или Десять заповедей, содержащих универсальные этические и поведенческие нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе, соблюдение святости дня отдыха в субботу, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонения от следования “мицвот”, возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в реальной жизни. Таким образом, справедливость, этическая и социальная, заключённая в “мицвот”, становится одним из императивов иудаистской догматики. Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихоза, то есть круговорота переселения душ. Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврейский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются иудаизмом как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения “мицвот” и как бремя избранничества. Избавление от этого должно прийти вследствие освобождения, которое принесёт царь-избавитель “машиах” (дословно, “помазанник”, мессия). Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление царства Божия, воскрешение мёртвых, появление “небесного Иерусалима” и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру. Концепция Сиона и Иерусалима, как утраченной славы и родины, имеет в иудаизме не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион (“алия”), воплощённая в ежедневной молитве и пасхальном пожелании “в следующем году в Иерусалиме”, стала идеологической основой сионизма.

Еврейский календарь лунно-солнечный, с 19-летним циклом, внутри которого 12 лет, состоящих из 12 месяцев, и 7 високосных из 13 месяцев. Главным праздником, стоящим обособленно от прочих, считается шаббат (суббота), день отдыха, когда возбраняется всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Наиболее важными после субботы праздниками являются йом-киппур (судный день), сопровождающийся строгим постом, особой литургией и покаянными обрядами, и рош-Гашана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. К наиболее значимым праздникам принадлежат и так называемые “три праздника паломничества” в память о совершавшемся когда-то в эти дни обязательном восхождении в Иерусалим. Первый из них пейсах (Пасха), начало которого приходится на 14 число весеннего месяца нисана. Пасхальный ритуал (“седер пейсах” — пасхальный порядок) посвящён памяти об исходе из Египта, обретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого “снопа”. Жатва его наступает через 50 дней на праздник шавуот (пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник суккот (кущи) отмечается в месяц тишрей, посвящён памяти 40-летнего скитания в пустыне и осеннему урожаю. На суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Популярны также зимний праздник ханука (25 кислева) и весенний – пурим (14 адара).

В числе обрядов жизненного цикла характерно обрезание мальчиков, совершаемое на 8-й день после рождения. В 13 лет исповедующий иудаизм мальчик проходит обряд “бар-мицва”, вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит.

Центром религиозной и общественной жизни является синагога. Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы, помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или высотой. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений – “миква”.

Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей — “ко’аним” (жрецы) и “левиим” (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты, например ко’аним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. п. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин (“рав”), в сефардских общинах “хахам” – дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины (ке’илла), входить в религиозный суд, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский (кантор – руководитель литургии) статус также за женщинами.

Последователем иудаизма в соответствии с галахой считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.

Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они – евреи по своей этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются в иудаизме, но вступление иноверцев в иудаистскую общину (“гиюр”) допускается, хотя и затруднено. Прозелиты (“геры”), прошедшие ритуал обращения, становятся евреями и запрещается напоминать им о нееврейском происхождении. Тем не менее существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени свою отличность от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония), США и других странах. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией. Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозную принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его месте странах, — только национальную принадлежность. Общее количество евреев в мире на 1996 оценивалось в 13 (по другим данным — 14) млн. человек. Из них 5,8 млн. человек живут в США, 4,6 млн. человек в Израиле и 1,3 млн. человек в бывшем Советском Союзе. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира.

Общины более 100 тыс. человек существуют, помимо США и Израиля, в следующих странах (по мере убывания): Россия, Франция, Украина, Канада, Великобритания, Аргентина, Бразилия, ЮАР, Австралия, Венгрия. По имеющимся социологическим опросам в России не более 6% евреев считают себя верующими, однако число сочувствующих и формальных приверженцев иудаизма выше. В США, по данным проведённого в 1990 социологического обследования, иудаизму следуют 2/3 всех живущих в этой стране евреев.

 

Праздники Иудаизма.

СУББОТА

У евреев-иудаистов есть еженедельный праздник - это субота (шаббат), день, посвященный Богу, выполнение одной из 10 главных заповедей (запрещение работать в седьмой день недели). Тора указывает две причины установления субботы: во-первых, это память о сотворении мира, когда Бог 6 дней создавал все, что есть в мире, а "в седьмой день пребывал в покое. Поэтому благословил Господь седьмой день и освятил его". (Быт.,2:3). Во-вторых, это напоминание об исходе из Египта, где евреи находились на положении рабов и по своей воле не могли ни работать, ни отдыхать.

 

К субботе у верующих евреев особое отношение. В литургии она именуется "невестой" - как воплощение чистоты и красоты; "царицей" - как символ величия. Это не просто день отдыха, освобождение от будничных забот и тягот, день не работы; это святой день, когда "тело отдыхает, а душа освежается и возвышается".

 

С древности существует тщательно разработанный ритуал отмечания субботы, ставший важной частью жизненного уклада, материального и духовного быта евреев. Он проявляется в уборке квартиры, в одежде и еде, в характере трапезы, в особом общении людей между собой - в семье, в синагоге, на улице. Традиционное субботнее приветствие: "шаббат шалом".

 

Начинается суббота в пятницу вечером. Вечернее богослужение в пятницу называется "кабалат шаббат" -"встреча субботы". Вернувшись домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом. Зажигаются субботние свечи; поют традиционный гимн "Шалом алейхем" (Мир всем, ивр.); глава семьи благословляет детей, затем произносит благословение над вином - "Кидуш" - "освящение субботы"; если вина нет - над субботними халами. Далее следует трапеза (по особому ритуалу).

 

Утренняя субботняя молитва - самая торжественная и длинная из всех богослужений недели.

 

Одно из главных занятий в субботу - изучение Торы, других религиозных книг, сочинений по еврейской истории и философии.

 

Заканчивается суббота с появлением вечером первых звезд. Ритуально завершает субботу обряд "Гавдала", что значит "отделение", "разделение", который проводят после вечерней молитвы в синагоге или дома: над вином и над ароматными травами при свете многофитильной свечи, произносят особое благословение.

 

Термин "моадим" - "праздники" относится к трем праздникам: Песах, Шавуот, Суккот. С ними в древности связан был обычай приходить за пожертвованиями в Иерусалимский Храм. Два других главных праздника - Рош-Гашана и Йом-Киппур - не называются "моадим". Объяснение этому дается такое: "моадим" связаны с центральными событиями еврейской истории (Исход из Египта, получение Торы), в то время как эти два праздника не связаны ни с какими знаменательными моментами, событиями, датами. Они - главные праздники, ибо предписаны Библией, характер их торжественный (но не веселый).

 

Ритуал всех праздников, при определенной специфике каждого, в принципе, не отличается от субботнего. Общей чертой является запрет работать.

 

В иудаизме четко прослеживаются два цикла праздников: первый приходится на весну и раннее лето, второй на осень.

 

Описание праздников далее дается в хронологическом порядке, как они расположены в еврейском календаре, начиная с Нового года.

 

РОШ-ГАШАНА

Рош-Гашана ("глава года", ивр.) - Новый год по еврейскому календарю (первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод с иврита - "возвращение") - возвращение к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее здоровье и удачу в делах.

 

В Рош-Гашана в синагогах принято трижды трубить в шофар (особо обработанный бараний рог). Звук шофара должен напомнить о трубном гласе на Синайской горе, призвать всех и каждого к покаянию. Верующие в этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мед ("чтобы наступающий год был сладким").

 

 

ЙОМ-КИППУР

 

Йом-Киппур ("День искупления", ивр.), "Судный день" - самый важный и торжественный день в году, один из главных праздников. Отмечается 10 числа месяца Тишрей (сентябрь, октябрь). В этот день, согласно Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого человека, оценивает его грехи, "отпускает" их (или нет).

 

Это день полного поста: с вечера накануне нельзя есть, пить, натираться маслами и кремами, носить кожаную обувь; запрещена интимная близость; исключается всякая работа. Принято одеваться во все белое; просить прощение у обиженных тобой за год людей; давать больше обычного милостыни (в канун праздника).

 

В синагоге проводится пять служб. Молитвы начинаются с "Кол нидрей" ("Все обеты") вечером; богослужение прерывается лишь на ночь, продолжается весь следующий день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва - "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После нее трубят в шофар; молящиеся восклицают: "В будущем году в Иерусалиме!".

 

Одна главная идея проходит через все особые молитвы Рош-Гашана и Йом-Киппура: признание власти Бога над миром, покорность Его верховной воле, Его суду.

 

 

СУККОТ

Суккот. Через 4 дня после Йом-Киппура наступает праздник Суккот (от "сукко" - шалаш, хижина, ивр.) За эти дни верующий еврей должен соорудить временное жилище, крыша которого делается из растений (камыш, бамбук, еловые ветви) - в память о тех укрытиях, в которых жили евреи в период 40-летних странствий после исхода из Египта. 8 дней (в диаспоре 9) положено находиться в сукко. В Израиле время праздника совпадает с последней жатвой, поэтому является и праздником сбора урожая. В молитвеннике он именуется также "временем нашего веселья".

 

С праздником Суккот связаны особые благословения и молитвы. Седьмой его день - Гошана Рабба (Великая Осанна) - это последний день, когда Бог может изменить "запись" на следующий год.

 

Завершающий, 8-й день Суккот (в диаспоре - 8-й и 9-й) считается самостоятельным праздником (Шмини-Ацерет, "восьмой день собрания", ивр.). Главный момент дополнительной службы в этот день - молитва о дожде. Другие молитвы обычны для праздничного дня.

 

В странах диаспоры ортодоксальные иудеи отмечают Шмини-Ацерет два дня; второй день появился после XI в. н. э., это уже особый праздник - "Симхат Тора". В Израиле Шмини-Ацерет и Симхат Тора отмечают в один день.

 

СИМХАТ ТОРА

"Симхат Тора" ("Радость Торы"). В этот день во время утренней службы завершается годовой цикл еженедельных чтений торы - и начинается новый, знаменуя непрерывность и вечность этой Книги. После чтения все свитки Торы вынимают из ковчега и 7 раз обносят вокруг бимы - возвышения в центре синагоги, под радостные песни и пританцовывание собравшихся. Это - один из самых веселых, радостных праздников года.

 

Симхат Тора - послеталмудический праздник. Основывается на легенде о празднике, который был устроен царем Соломоном, когда он закончил читать Тору.

 

Послебиблейские праздники.

 

 

ХАНУКА

В эпоху Второго Храма, при греко-сирийском царе Антиохе IV Эпифане, проводившем политику эллинизации евреев, была предпринята попытка покончить с иудаизмом. Его указы запрещали изучение Торы, соблюдение субботы и других заповедей, отмечание иудейских праздников. Храм был осквернен греческими солдатами, его объявили святилищем Зевса Олимпийского. В ответ вспыхнуло народное восстание. Повстанцы под предводительством Иегуды Маккавея нанесли решительное поражение грекам в декабре 164 г. до н. э.; Иерусалим был освобожден.

 

Для очищения и освящения Храма необходимо было специально приготовленное и освященное масло; нашелся только один кувшинчик такого масла, с печатью первосвященника. Его могло хватить лишь на один день. Но случилось чудо: оно горело в меноре (храмовом светильнике) 8 дней; за это время смогли приготовить новое чистое масло.

 

В память об этом событии и был установлен 8-дневны праздник с 25 числа месяца Кислев (приходится на декабрь по григорианскому календарю). Его название - "Ханука" - переводится с иврита как "освящение". В каждый из 8 вечеров в синагогах и домах иудеев зажигаются светильники - хануки (с 8 чашечками для свечей или плошками для масляных фитилей и дополнительной, 9-й чашечкой для "служебного" огня). В дни Хануки помимо обычных молитв произносится особая молитва - благодарение Богу за чудо Хануки и победу над врагами.

 

Это праздник света, радости, веселья, игр, вкусной еды (среди которой - жаренные в масле оладьи и пончики). Работать в Хануку, как и в другой праздник, Пурим, разрешается, она считается "малым" или "меньшим" праздником.

 

ТУ-БИ-ШВАТ

Этот праздник отмечается в 15-й день месяца шват; он упоминается в Мишне как "Новый год деревьев". В это время (февраль) в Израиле оканчивается сезон дождей, деревья оживают, готовясь к новому плодоношению. В Израиле в этот день принято устраивать экскурсии "на природу", сажать деревья. Ибо сказано в Торе: "Когда войдете в страну, сажайте в ней плодоносные деревья".

 

ПУРИМ

Пурим - праздник в память о чудесном избавлении евреев, живших в Персии в середине V в. до н. э., от смертельной опасности. Первый министр правившего тогда царя Артаксеркса по имени Аман, уязвленный непочтительным отношением к нему некоторых иудеев, решил уничтожить всех евреев в стране. Хитростью и коварством он сумел поручить разрешение царя на это. Но царица Эсфирь (Эстер), еврейка по происхождению, узнав об этом чудовищном замысле, сумела его сорвать. Аман был казнен, были истреблены многие его сообщники в разных городах Персии.

 

Название праздника - от слова "пур" (аккад. пуру - жребий): Аман бросал жребий, чтобы определить день для задуманной им акции геноцида.

 

Эти события описаны в Библии в книге Эстер ("Мегилат Эстер"). Чтение этой книги в синагоге (вечером и во время утренней службы) является важнейшей частью праздника; слушать ее должны мужчины, женщины, дети. Предшествует празднику Пост Эстер.

Пурим - малый праздник (работать не запрещено). В этот день принято вкусно есть (в т.ч. традиционные пирожки треугольной формы с маком - "оменташи" - "уши Амана"), пить вино, веселиться, делать подарки (друг другу и особенно бедным людям), жертвовать деньги в благотворительные фонды. С давних пор существует обычай устраивать в Пурим веселые уличные шествия, карнавалы, шуточные представления на тему этого дня.

 

ПЕСАХ

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается Пасхальная Агада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями. Седер начинается после возвращения из синагоги.

Законы и правила, связанные с отмечанием Песаха, подробно изложены в Талмуде (трактат Псахим).

ЛАГ БА-ОМЕР

Лаг ба-Омер - "33-й день снопа" - так переводится с иврита название этого праздника. Он отмечается 18 числа месяца Ияра (апрель-май). По древнему обычаю отсчитывали 49 дней от первого снопа ячменя до второго омера, т.е. до снопа пшеницы нового урожая.

ШАВУОТ

Шавуот "(недели", ивр.) - праздник в память и в честь великого события - дарования евреям всевышним Торы - и 10 заповедей. Оно произошло на 50-й день после Песаха (при счете со второго вечера праздника: 7 недель +1 день). В этом отсчете от Песаха заложен глубочайший смысл: исход из Египта был лишь физическим освобождением от рабства; духовную же свободу евреи обрели, приняв моральные и этические нормы Торы, 10 заповедей.

 

Как говорится в Торе, она была дана на Синайской горе "в громах и молниях", "в огне и пламени", и "вострепетал весь народ". Торжественное обещание евреев "Сделаем и будем слушать" - прозвучало как готовность принять Тору, Заповеди, Бога. По сути, именно тогда толпа странников, ведомых Моисеем, стала народом - со своей идеологией, структурой, Законом, моральным кодексом.

В Шавуот в синагогах (и дома) читают Свиток Рут - рассказ о женщине-моавитянке, покинувшей родные места ради своей свекрови-еврейки. Синагогу принято украшать цветами и растениями - в память о цветении на Синае, когда Тора была явлена Моисею. В Шавуот принято есть молочные блюда. Объяснение этому некоторые комментаторы видят в том, что до обретения Торы у евреев не существовало никаких пищевых запретов; после же Синайского откровения оказалось, что вся ранее приготовленная еда - некошерная, кроме молочных продуктов.

Шавуот называют также праздником жатвы урожая. В библейские времена евреи со всех концов страны приходили в Иерусалим, чтобы в Храме совершить жертвоприношение первых плодов.

 

ТИША БЕ-АВ

Тиша бе-ав / пост 9-го Ава. (июль-август). Это день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 г. до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 г. н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 г. римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.

Постом и трауром отмечают его верующие евреи. В синагогах печально, нараспев читают "Плач Ирмеягу" ("Мемлат Эйха"), специальные траурные молитвы.

В Иерусалиме в этот день тысячи людей приходят к Стене Плача (Западная стена Храмового комплекса).

Как и в других религиях, праздники и памятные даты в иудаизме играют очень большую роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры, в сохранении и постоянном оживлении религиозной атмосферы в обществе, в поддержании исторической памяти народа, его традиций, его культуры. Праздники - важнейший фактор воспитания и сплочения людей. В силу очень специфической истории евреев значение религиозных праздников для них особенно велико не только в конфессиональной, но и в этнической, и даже шире - во всей социально-культурной жизни.

 

 

ХАСИДИЗМ

Попав в субботу утром в Краун-Хайтс, район Нью-Йорка, можно видеть чинно идущих по улицам взрослых и детей, празднично одетых в традиционные одежды ортодоксальных евреев. Это направляется в синагоги наиболее многочисленная в США группа евреев, которых называют хасидами.

Евгений Кричевский в своей статье "Выдающийся еврейский историк и писатель..." пишет: "...Современные евреи часто представляют себе хасида крайним ортодоксом..." Кто же такие хасиды, живущие во многих городах США и Израиля?

Слово "хасид" на иврите означает "благочестивый". Хасидизм ("учение благочестия") - религиозно-мистическое движение, возникшее в конце 30-х годов XVIII века в Подолии (современные Винницкая и Хмельницкая области Украины).

Возникновению хасидизма способствовал целый ряд социально-культурных и экономических условий того времени. Большинство еврейского населения Литвы и Польши, живя компактно в городах и местечках, группировалось вокруг своих кагалов и раввинских школ. Концентрация евреев, их традиционное послушание местному еврейскому самоуправлению, служили раввинату опорой против инакомыслия, предотвращали оппозицию системе раввината. Большинство же еврейского населения Украины не составляло тесно сплоченных общин, а жило разрозненно в деревнях. Украинские евреи арендовали землю и мельницы, занимались мелкой коробейной торговлей, корчмарством. В большинстве своем они были безграмотными, их культурный уровень был низким. Единственными звеньями, соединявшими эти слои с еврейством, были подати, вносимые кагалу ближайшей городской общины, меламеды, обучающие их детей грамоте, а также посещение два раза в году - на Рош-а-Шана и Йом Киппур - синагог в городе.

Все это создало почву для восприятия нового движ

Категория: История религий | Добавил: Александр_Рукавишников (26.Августа.2008)
Просмотров: 12537 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]