В
данной теме мне бы хотелось поговорить на тему экклезиологии, т.е.
восприятия Церкви в православном понимание и Западном. Позвольте
изложить мне Западное восприятие Эклессии.
Чтобы приблизиться к
пониманию католичества необходимо выяснить основное внутреннее начало,
общий исток его религиозного развития. Православный взгляд традиционно
отмечает в веросознании католического Запада преобладание рационального
начала, тяготение к умопостигаемости веры и церковного бытия, которое
проф. А.Катанский определил как стремление объективировать
христианство, т.е. сделать его полностью доступным человеческому
восприятию, низвести небесное к земной осязаемости.
Это стремление
происходит из естественной слабости человеческого сознания, которое
легче воспринимает видимые проявления незримого Божественного бытия и
стремится ограничиться ими. В результате такого упрощения видимая,
земная составляющая постепенно вытесняет это незримое бытие из
религиозных представлений человека и занимает его место. Это замещение
отразилось, прежде всего, в католической экклезиологии - в преобладании
представления о Церкви как о спасающей организации, видимом земном
сообществе. По определению кардинала Беллярмино, данному еще в XVI
столетии, "истинная Церковь есть союз людей, связанных исповеданием
одной и той же христианской веры и общением в одних и тех же таинствах,
под руководством законных вождей и особенно единого наместника Христова
на земле". Земной образ Церкви как, преимущественно, человеческого
вероисповедного сообщества привлекает своей зримой осязаемостью
религиозное сознание Запада, которое более всего жаждет знания о земном
пути ко спасению и уверенности в нем. Этот зримый образ Церкви часто
заслоняет собой в католичестве ее невидимую, таинственную первооснову,
хотя, конечно, этим замещением не исчерпывается полностью и не
искажается окончательно все содержание католического церковного бытия.
Некоторые
православные исследователи связывают такое преобладание земного образа
Церкви над ее таинственной природой с ущербным восприятием Третьего
Лица Святой Троицы, которое развилось на Западе под влиянием filioque.
Духовная составляющая бытия Церкви оказалась догматически усеченной и
за счет этого чрезмерно усилилась ее материальная, внешняя сторона.
Главнейшее отличие Западного Христианства – признание верховной власти
в Церкви, так сказать вик Следует признать, что епископ Рима
пользовался особым положением в Древней Церкви, но этот авторитет был
явлением историческим, которое затем было догматизировано, это было
"главенство ... которое превращено ... из братского отношения и
преимущества иерархического - в господственное", как говорится об этом
в Окружном послании 1848 г. Далеко не сразу безусловная власть пап
получила признание в самой Западной Церкви. Сопротивление ей со стороны
национальных Церквей Запада продолжалось достаточно долго. Последней
попыткой было постановление Констанцского собора, состоявшегося в
начале XV столетия, которое гласило: "Вселенский собор имеет
непосредственно от Господа Иисуса такую власть, что ему должен
повиноваться всякий, даже папа".
В учении о власти папы выявилась
устремленность католического церковного сознания к земной,
умопостигаемой составляющей религиозного бытия. Эта устремленность
повлияла на восприятие основ христианского вероучения, самого образа,
идеи Бога. Если в экклезиологии она проявилась в преобладании зримого
образа церковной организации над ее незримой первоосновой, то в идее
папства (единоличного главенства епископа Рима над Вселенской Церковью)
она проявилась как очевидная попытка человеческого сознания
объективировать образ Бога, олицетворить его в "вице-Боге",
"конкретизировать до крайних пределов истину церковную в лице живого
папы" ... Идея папства не ограничивается, таким образом, областью
практического бытия Римо-католической Церкви, она проистекает из
стремления человеческого сознания к упрощению религиозных
представлений, ибо для него гораздо легче заместить лик незримого и
непостижимого Бога личностью Его земного, зримого наместника.
Возможность
такого замещения избавляет человека от тяжкого бремени свободы, о
котором Ф.Достоевский писал, что "нет у человека заботы мучительнее,
как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым
это несчастное существо рождается". Именно это бегство от необходимости
постоянно совершать свой духовный выбор и страшиться ответственности за
него породило в религиозном сознании западного христианства идею папы -
человека, который делает этот выбор за всех. "Рим сказал свое слово,
дело окончено", - в этой древней истине католичества воплотилось
желание миллионов людей знать, что существует некто, кто ближе к Богу
чем они и лучше знает Его волю, а поэтому сможет избавить их от
необходимости самим познавать волю Божию и мучительной неуверенности в
том, что они сделали это правильно.