Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь»,
изданной Сретенским монастырем в 2008 г. Сразу же оговорюсь, что
речь идет не о браке, зарегистрированном в загсе (который признается
Церковью как брак, хотя и невенчанный), а о сожительстве без регистрации
и венчания, именуемом почему-то "гражданским браком». Поэтому я беру
это выражение в кавычки и далее для удобства буду называть это явление
так. Такое словосочетание получило очень широкое распространение.
Новомодные психологи рекомендуют пожить в таком "браке», кинозвезды и
другие публичные люди не стесняются рассказывать на страницах журналов о
своих свободных, "без штампа» отношениях. Почему людей привлекает жизнь
в таком "браке»? Ответ очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть,
а ответственности никакой. "Гражданский брак» иногда называют пробным,
то есть молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и
жена "понарошку», а потом зарегистрироваться. Хотя иногда о регистрации
речь вообще не идет. Муж и жена — самые близкие друг другу люди, даже
ближе, чем дети родителям. Спрашивается, а можно ли быть пробным отцом
или матерью? То есть родить ребенка, а если не понравится, отдать в
детский дом? Мало кто будет спорить, что это безнравственно. Если
любишь, то на 100%. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или
супругу. Это не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и
лежит в основе "гражданского брака». Известен пример, что в подобном
союзе живут как бы с открытой дверью, так что всегда можно сбежать. Но
если в доме всегда открыта дверь, то жить в нем холодно, неуютно и
опасно. Однажды на исповедь пришла ко мне девушка и сказала, что
живет с парнем без штампа. И начала говорить про свободные, неформальные
отношения. Я сказал ей: "Да вы же просто не уверены, любите ли его».
Она подумала и ответила: "Да, вы правы, я до конца не знаю, смогу ли с
ним прожить жизнь». Но если вы не уверены в своих чувствах, просто
дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и
сразу. То есть самого главного в этом "браке» нет — настоящей любви и
доверия друг к другу. В Интернете есть сайт "Пережить.ru». Он оказывает помощь тем,
кто расстался с близким человеком. Автор этого сайта пишет про людей,
которые уже несколько лет живут в "гражданском браке»: "В шестнадцать —
двадцать лет они начали жить так называемым гражданским браком, и это
длится три-четыре, а чаще — пять лет. Потом вдруг приходит понимание,
что нужно что-то менять, что это путь в никуда. Начинается подготовка к
свадьбе, порой уже покупают кольца. И тут они расстаются навсегда. Некоторые
даже успевают пожениться, но брак практически сразу распадается. И
такой финал закономерен. Мы недооцениваем воспитательной роли
"гражданского брака”, а ведь его неспроста так пропагандируют психологи
столь не любимого мною "глянца”. Такая форма совместной жизни — вовсе не
подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных
наслаждений. Поэтому люди в "гражданском браке” и живут довольно
мирно, потому что бесы их не искушают — зачем сворачивать людей с
гибельного пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают
пожениться и вдруг осознают, насколько резко придется изменить свою
жизнь, возложить на себя какие-то обязательства, — это приводит к
тяжелым последствиям. Школа безответственных наслаждений не может
подготовить к поступлению в академию ответственности и любви». Любовь
— это не вздохи на скамейке, как сказал поэт, а взаимная
ответственность. Ее-то как раз (особенно у мужчин) в "гражданском браке»
нет. В одном (кстати, совершенно светском) журнале прочел: "Для женщины
"гражданский брак” — иллюзия семьи, а для мужчины — иллюзия свободы».
Женщины, находясь в подобном сожительстве, чаще всего хотят узаконить
отношения. И понятно почему. Каждая женщина — потенциальная мать и не
хочет, чтобы ребенок рос без отца и материальной поддержки. Опять же на
алименты, наследство, квартиру рассчитывать трудно. Интересно, что
женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою
"гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые
— женой. Мужики понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери,
деньги взыскать с такого "мужа» тоже дело весьма трудное. Людям
хочется иметь семью, домашний очаг, любить друг друга, но культ
распущенности, наслаждений и безответственности засосал многих. Люди
пытаются найти счастье в "гражданском браке» и не находят. Это лишь
способ уйти от реальности, забыться и забыть то, что настоящее счастье
возможно лишь когда супруги полностью верят друг другу, любят и отвечают
друг за друга перед Богом и всеми людьми. Упомяну про духовную
сторону этого вопроса. Люди, которые пребывают в сожительстве, ставят
себя вне нормальной церковной жизни, и они это чувствуют. На исповеди
очень редко кто не осознаёт, что это большой грех (как правило, все в
этом каются). Существует мнение: если лиц, находящихся в "гражданском
браке», не допускать до причастия, то это их оттолкнет от Церкви и они
вообще никогда не придут к Богу. Думаю, что это сущая ерунда. Задача
священника не привлекать любой ценой в храм, а указывать путь ко
спасению, иногда направляя и вразумляя. Я, например, придерживаюсь
строгого правила не допускать живущих в "гражданском браке» до
причастия. И не припомню (хотя, может быть, и было такое), чтобы люди
потом покидали Церковь. После я их неоднократно видел в храме, а
некоторые даже заключали законный брак, но об этом потом. Все зависит от
того, как поговорить с людьми. Обычно я вежливо говорю, почему
причащаться пока рано. Сначала нужно разобраться в своих отношениях и
либо зарегистрировать брак, либо не жить вместе. (Это не значит, что
люди должны полностью порвать все отношения. Они лишь не должны жить
плотской жизнью, ведь не все к этому сводится. Может быть, они одумаются
и поженятся.) Но до этого приступать к причастию нельзя. Это все
равно что приходит причащаться человек, который два дня назад впал в
блуд и говорит, что и завтра сделает то же самое. Запрещение причастия —
это не отлучение от Церкви, анафема; это — епитимья. Ясно, что человек
немощен, ему нелегко бывает сразу изменить жизнь, он может ходить в
храм, молиться, исповедаться, но приступать к чаше в состоянии
перманентного греха нельзя, это поругание Таинства. Нельзя говорить
человеку, что черное — белое, а его грех — норма. Если Церковь ему не
скажет правду, то кто? Сознание того, что "гражданский брак» ставит его
вне евхаристического общения, вне чаши, может сильно повлиять на его
жизнь. Ко мне пришла как-то раз женщина. Она хотела причаститься, но
сказала, что много лет живет в "гражданском браке». Я принял ее
исповедь, побеседовал, но сказал, что с причастием придется повременить.
Она все поняла, уговорила своего мужчину зарегистрироваться и была
потом очень благодарна. Случай этот, слава Богу, не единственный.
29 / 02 / 2008
|