Возлюбленные братия! Святая Церковь, эта
чадолюбивая мать верующих, родившая их во спасение и
принимающая на себя все заботы, чтоб чада ее не
лишились своего наследия – Неба, приготовляя их к
успешному совершению наступающего подвига святой
Четыредесятницы, постановила сегодня читать на
Божественной Литургии притчу Господа нашего Иисуса
Христа о блудном сыне.
В чем заключается подвиг святой Четыредесятницы? Это
– подвиг покаяния. В настоящие дни мы стоим пред
временем, преимущественно посвященном покаянию, как бы
пред вратами его, и воспеваем исполненную умиления песнь:
покаяния отверзи нам двери, Жизнодавче! Что
наиболее обнаруживает ныне слышанная нами во Евангелии
притча Господа нашего? Она обнаруживает непостижимое,
бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам,
приносящим покаяние. Радость бывает пред ангелы Божиими
о едином грешнице кающемся (Лк. 15: 10), –
возвестил Господь человекам, призывая их к покаянию, и,
чтоб эти слова Его сильнее запечатлелись в сердцах
слышателей, благоволил дополнить их притчею.
«Некоторый богатый человек, – поведает
евангельская притча, – имел двух сынов. Младший из
них просил отца, чтоб он выделил следующую ему часть
имения. Отец исполнил это. По прошествии немногих дней
меньшой сын, забрав доставшееся ему имущество, ушел в
дальнюю страну, где расточил имение, проводя жизнь
распутную. Когда он прожил все, в стране той сделался
голод. Сын богача не только начал нуждаться, но и пришел в
бедственное состояние. В такой крайности он пристал к
одному из местных жителей, а тот послал его на поля свои
пасти свиней. Несчастный, томимый голодом, рад был бы
наполнить чрево тем грубейшим кормом, которым питались
свиньи! Но это оказалось невозможным. В таком положении
он, наконец, очувствовался и, вспомнив обилие, которым
преисполнен дом отцовский, решился возвратиться к отцу. В
мыслях он приготовил, для умилостивления отца, сознание
греха, сознание своего недостоинства и смиренное прошение
о причислении уже не к семейству отцовскому – к
сонму отцовских рабов и наемников. С таким сердечным
залогом младший сын отправился в путь. Еще был он далеко
от родительского дома, как отец увидел его, увидел и
сжалился над ним: побежал навстречу к нему, кинулся на шею
ему, стал целовать его. Когда сын произнес приготовленные
исповедь и просьбу, отец повелел рабам: "Принесите
лучшую одежду, облеките его ею, возложите перстень на руку
его и наденьте сапоги на его ноги. Приведите и заколите
тельца упитанного: мы вкусим и возвеселимся. Этот сын мой
был мертв, но ожил, пропадал, но нашелся!” Старший
сын, всегда покорный воле отца, и находившийся на поле,
возвратился во время пира в дом. Он нашел странным
поведение отца в отношении к младшему сыну. Но отец,
воодушевляемый праведностию любви, пред которою всякая
другая праведность скудна, ничтожна, возразил ему:
"Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое.
А тебе надлежало бы возрадоваться и возвеселиться о том,
что этот брат твой был мертв и ожил, пропадал, и
нашелся!”» (См. Лк. 15: 11-32).
Меньшой сын, по изъяснению святых Отцов[1], может быть образом и
всего падшего человеческого рода и каждого
человека-грешника. Следующая часть имения меньшему сыну
– дары Божии, которыми преисполнен каждый
человек, преимущественно же христианин. Превосходнейшие
из Божиих даров – ум и сердце, а в особенности
благодать Святого Духа, даруемая каждому Христианину.
Требование у отца следующей части имения для
употребления ее по произволу – стремление
человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать
своим собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца
на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог
почтил человека в употреблении даров Божиих. Дальняя
страна – жизнь греховная, удаляющая и отчуждающая
нас от Бога. Растрата имения – истощение сил ума,
сердца и тела, в особенности же оскорбление и отгнание
от себя Святого Духа деяниями греховными. Нищета
меньшего сына: это – пустота души, образующаяся
от греховной жизни. Постоянные жители дальней страны
– миродержители тьмы века сего, духи падшие,
постоянные в падении своем, в отчуждении от Бога; их
влиянию подчиняется грешник. Стадо нечистых животных
– помышления и чувствования греховные, которые
скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее, они
– неминуемое последствие греховной деятельности.
Напрасно вздумал бы человек заглушать эти помышления и
ощущения исполнением их: они наиболее невыполнимы! А и
выполнение возможных человеку страстных помыслов и
мечтаний не уничтожает их: возбуждает с удвоенною
силою. Человек сотворен для Неба: одно истинное добро
может служить для него удовлетворительною,
жизнеподательною пищею. Зло, привлекая к себе и
обольщая вкус сердца, поврежденный падением, способно
только расстраивать человеческие свойства.
Ужасна пустота души, которую производит греховная жизнь!
Невыносима мука от страстных греховных помышлений и
ощущений, когда они кипят, как черви, в душе, когда они
терзают подчинившуюся им душу, насилуемую ими душу!
Нередко грешник, томимый лютыми помышлениями, мечтаниями и
пожеланиями несбыточными, приходит к отчаянию; нередко
покушается он на самую жизнь свою, и временную и вечную.
Блажен тот грешник, который в эту тяжкую годину придет в
себя и вспомнит неограниченную любовь Отца Небесного,
вспомнит безмерное духовное богатство, которым
преизобилует дом Небесного Отца – святая Церковь.
Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности
своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести
покаянием.
Из притчи Евангелия мы научаемся, что со стороны человека
для успешного и плодовитого покаяния необходимы: зрение
греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание
его. Обращающегося к Богу с таким сердечным залогом,
еще далече ему сущу, видит Бог: видит и уже
поспешает к нему навстречу, объемлет, лобызает его Своею
благодатию. Едва кающийся произнес исповедание греха, как
милосердый Господь повелевает рабам – служителям
алтаря и святым Ангелам – облечь его в светлую
одежду непорочности, надеть на руку его перстень –
свидетельство возобновленного единения с Церковью земною и
небесною, обуть ноги его в сапоги, чтоб деятельность его
была охраняема от духовного терния прочными
постановлениями такое значение имеют сапоги –
заповедями Христовыми. В довершение действий любви
поставляется для возвратившегося сына трапеза любви, для
которой закалается телец упитанный. Этою трапезою
означается церковная трапеза, на которой предлагается
грешнику, примирившемуся с Богом, духовная нетленная пища
и питие: Христос, давно обетованный человечеству,
приуготовляемый неизреченным милосердием Божиим для
падшего человечества с самых минут его падения.
Евангельская притча – Божественное учение! Оно
глубоко и возвышенно, несмотря на необыкновенную простоту
человеческого слова, в которую благоволило облечься Слово
Божие! Премудро установила святая Церковь всенародное
чтение этой притчи пред наступающею Четыредесятницею.
Какая весть может быть более утешительною для грешника,
стоящего в недоумении пред вратами покаяния, как не весть
о бесконечном и неизреченном милосердии Небесного Отца к
кающимся грешникам? Это милосердие так велико, что оно
привело в удивление самих святых Ангелов –
первородных сынов Небесного Отца, никогда не преступивших
ни единой Его заповеди. Светлыми и высокими умами своими
они не могли постичь непостижимого милосердия Божия к
падшему человечеству. Они нуждались относительно этого
предмета в откровении Свыше, и научились из откровения
Свыше, что им подобает веселитися и радоватися, яко
меньший брат их – род человеческий –
мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и
обретеся при посредстве Искупителя. Радость
бывает пред ангелами Божиими даже о едином грешнице
кающемся.
Возлюбленные братия! Употребим время, назначенное святою
Церковию для приуготовления к подвигам святой
Четыредесятницы, сообразно его назначению. Употребим его
на созерцание великого милосердия Божия к человекам и к
каждому человеку, желающему посредством истинного покаяния
примириться и соединиться с Богом. Время земной жизни
нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь.
Да даруется нам решить вечную участь нашу во спасение
наше, в радование нам! Да будет радование наше бесконечно!
Да совокупится оно с радостью святых Божиих Ангелов! Да
исполнится и совершится радость Ангелов и человеков в
совершении воли Небесного Отца! Яко несть воля пред
Отцем Небесным, да погибнет един от малых сих (Мф. 18:
14) человеков, умаленных и уничиженных грехом. Аминь.
23 / 02 / 2008
|