Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в
самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения
подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию,
изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому
соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в
седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не
совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного
христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам
служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб
изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается
пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно
Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина
с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы
соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен
простираться дневной пост. Святая Четыредесятница и ее
богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное
воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за
вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения
в храме. Чин прощения совершается так: на солею выносят и
полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит
земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит
слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря:
«Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика
(что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом,
помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной
поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном,
говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и
благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все
священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на
аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую
Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне,
прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта
и друг у друга. Во время обряда прощения принято петь «Покаяния
отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения.
В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи , до слов «и
тако возопим» включительно (в последней стихире). | Преподобный Ефрем Сирин | Сообразно
с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать
ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники
египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы
и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных
стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой , уходили по
окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение
Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и
теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной
Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг
друга в сырную седмицу.Первая седмица Великого поста отличается
особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при
начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает
богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по
четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея
Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и
воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем
тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на
первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В
среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в
честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого
духовного падения к высокому благочестию. Великий канон
завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского. В
понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник
в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя
Четыредесятницы», положенные в Требнике. | Феодор Тирон | В
субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи,
явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306)
константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане
Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой,
явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо
(отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских
жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в
пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной
молитве и молебном пении великомученику Феодору.Во многих храмах в
пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный
обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в
церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.).
Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в
первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и
состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений
Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите,
ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в
Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце
Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры
Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся
воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение
Церкви Святыя Православныя подаются». Первая Неделя (воскресенье)
Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В
этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного
в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы
Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими
Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной
Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое
богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием,
патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия
первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и,
таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия
историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного
пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред
литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и
Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста
называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа
о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой
седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии
человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному
озарению. | Григорий Палама | Православное
учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую
седмицу святого Григория Паламы , архиепископа Солунского, чудотворца
(XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как
защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама,
калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном
свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо,
например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал
возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими
духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в
Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном
Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете
Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на
Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения
посредством молитвы и поста.Церковная служба в честь святого
Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом
Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.). Третья
Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это
воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной
смерти Спасителя. Значение Креста Христова для подвизающихся в
посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных
образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень
и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов
посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к
завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью,
приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти.
Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с
древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение
ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике
Воскресения Христова . Кроме прославления Святого Креста, на
котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы
Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и
восхваляется мытарево смирение. Начиная со среды Крестопоклонной
седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды
произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению). | Иоанн Лествичник | В
богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий
пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна
Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем
творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения
человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к
вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по
числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное
служение роду человеческому.В четверг пятой седмицы на утрени
читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие
преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей
путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она
уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется
иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно
совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части:
одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона.
Житие преподобной Марии составил святой Софроний , патриарх
Иерусалимский (638 – 644), а святой Андрей Критский , присланный от
патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680
– 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение
канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой
седмицы на утрени установлено на этом Соборе. | Андрей Критский и Мария Египетская | В
среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных
стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого
канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание:
«Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».В четверг
ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и
звон бывает в «красныя», то есть не великопостный. Суббота пятой
седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название
«Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрени читается Акафист с
греч. – неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее
заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия
иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на
основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события
Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы . | Мария Египетская | В
пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет
святую Марию Египетскую .В песнопениях канона на эту Неделю, а
также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий
раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить
верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие.
Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача,
ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть
пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием. В
субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения
Господом Иисусом Христом Лазаря , поэтому она называется Лазаревой
субботой. | Воскрешение Лазаря | Воскрешением
Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих
учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении
умерших в день Суда Божия.Неделя ваий посвящена воспоминанию
торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и
Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 –
11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник
называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у
русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день
пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами. | Прп. Иоанн Дамаскин | Начало
праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в
III веке принадлежит святому Мефодию , епископу Патарскому (+ 312),
оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как
свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма
торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на
этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский , Косма Маиумский ,
Иоанн Дамаскин , Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский
Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник
песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.Праздник
Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не
имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста
Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней
предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение
всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и
тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим. В пятницу
седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в
одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше
Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети,
Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат
переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
18 / 02 / 2007
|